homuncul

Другой народ

Любопытнейший рассказ о том, как одна компания заказала социологическое исследование российских крестьян, какую неожиданную информацию для раздумий получила и как ей пришлось выходить из положения.


- Действительно, когда я увидел результаты социологического исследования местного населения, мое состояние было близко к истерике, - рассказывает Валерий Кустов. - Оказалось, что материальных потребностей у этих людей нет, эмоциональных тоже. То есть мотивировать их нечем. Каждый второй сказал, что ему не нужен туалет в доме. Двадцать восемь процентов не видят необходимости в душе, тридцать пять - в легковом автомобиле. Шестьдесят процентов ответили, что не стали бы расширять свое личное подсобное хозяйство, даже если бы представилась такая возможность. Такое же количество, шестьдесят процентов, открыто признались чужим людям - опрашивающим, что не считают воровство зазорным. А сколько еще просто постеснялись об этом сказать! При этом значительное число "неворующих" отметили, что им просто нечего красть.
Оказалось, что нет и лидеров, с которыми мы могли бы начать работу: пять процентов в принципе готовы к предпринимательской деятельности, но прогнозируют очень негативную реакцию окружающих на свои действия и не решаются. На них опереться мы не могли: пять процентов против девяноста пяти - это война, в которой проигравший понятно кто. Мы были убиты. Ни одной модели ни стандартного, ни нестандартного решения на тот момент мы не видели.

- А зачем вам понадобились мотивированные крестьяне?

- Для развития нашего масложирового производства (ЭФКО производит подсолнечное масло, майонез и мягкое масло. - "Эксперт") нужны были собственные сельскохозяйственные ресурсы. Наши заводы, расположенные в Белгородской области, окружали разоренные хозяйства. С них мы и решили начать. Ведь после развала колхозов каждый сельский житель получил земельный пай - пять-семь гектаров земли, обрабатывать которые у него возможности не было. Мы арендовали сто четырнадцать гектаров. Материальные ресурсы, семена, удобрения, технику мы имели, но сами всю эту землю обработать, понятно, не могли. Поэтому нужно было пробудить у сельских жителей желание работать и энтузиазм.

- Что вы им предложили?

- Беспроцентные ссуды, акции, власть, доход, возможность самореализации.

- И они отказались?

- В общем, да. Просто работа не пошла. Многие считают, что первые шаги руководителя агрохолдинга очень просты: мы будем владеть, а они будут работать, мы берем на себя ответственность за крупнотоварное производство, а все проблемы крестьян для нас не существуют. Но проблемы на сельской территории существуют, и они заставили обратить на себя внимание: мы получили сожженные комбайны, металлические штыри на полях… Вот тогда мы поняли, что ситуацию надо прояснить, и пригласили группу московских социологов для проведения исследования, автором и научным руководителем которого стал доктор философских наук профессор Высшей школы экономики Азер Эфендиев.

- Что еще показало исследование?

- Очень много всего. Оказалось, что в среднем каждая девятая-десятая опрошенная семья живет на уровне нищеты (из нескольких стандартных вариантов ими выбран ответ "Живем очень бедно, не всегда даже едим досыта"), пятьдесят девять процентов просто бедны ("Слава Богу, кое-как концы с концами сводим, скромно питаемся, одеты в прочное, но старое, новую одежду и что-нибудь в дом не приобретаем - нет средств"). То есть уровень жизни семидесяти процентов опрошенных сельских семей оказался неудовлетворительным.
При этом преобладающая в среде мотивация - неопределенно-мечтательная. На вопрос, стремятся ли они к достижению более высокого уровня жизни, осуществляют ли для этого необходимые усилия, каждый второй выбрал ответ: "Мечтаем, надеемся, что как-нибудь положение улучшится". Смирение с нынешним положением и покорность высказала треть опрошенных. И только каждый пятый имеет в каком-то виде достиженческую мотивацию, стремление за счет дополнительных серьезных усилий улучшить свою жизнь.
Итак, вырисовалась катастрофическая мотивационная ситуация: пассивность, мечтательность, минимизация потребностей и, соответственно, усилий, просто лень.

- Кто больше мотивирован: "зажиточные" или бедные?

- Конечно, "зажиточные" больше. Уклонение от активности развито тем сильнее, чем беднее живет человек. И это, собственно, объясняет, почему он недоедает. А при такой мотивационной структуре можно ждать, с одной стороны, углубления и расширения нищеты, а с другой - рывка к более высоким стандартам жизни со стороны незначительной части сельских жителей. То есть произойдет резкая поляризация, что может привести к социальному взрыву на селе.
Вообще крестьяне склонны снимать с себя ответственность за свою жизнь. Абсолютное большинство считает, что их личное благосостояние зависит от того, как развивается общество в целом. К противоположному мнению ("при всех перипетиях нашей жизни в конечном итоге все зависит от самого человека") склонились двадцать два процента - в три раза меньше. Пятьдесят процентов согласились, что они "такие, какими их сделала жизнь". И только треть ссылается на собственный выбор.

- С чем социологи связывают такую пассивность?

- Этому много причин, и далеко не все понятны. Одна из них - в течение веков самые предприимчивые и расторопные уезжали в города, а в деревнях оставались те, кто вообще не любит перемен. И поэтому последние десять лет для крестьян - просто мука. Нынешние жители села испытывают мучительный стресс даже тогда, когда председателя колхоза переименовывают в генерального директора или произносятся слова вроде "акции" или "АО".

- А ворует кто больше: бедные или не очень?

- Самое интересное, что крадут все одинаково. Воровство признается социальной нормой, оно легитимизировано. Отчаявшись найти решение, мы позвали в Белгородскую область группу психологов во главе с профессором Николаем Конюховым. Они провели огромный объем работы - каждый из исследованных ими крестьян прошел тест "Семантический дифференциал" (триста шестьдесят оценок, сравнений), MMPI (Миннесотский многофазный личностный опросник - пятьсот пятьдесят шесть вопросов) и несколько других. В общей сложности каждый крестьянин ответил на полторы тысячи вопросов.

- И каков результат этой грандиозной работы?

- Очень простой. Мы нашли точку опоры, или, точнее, почву, на которой можно построить всю систему мотивации.
Оказалось, что единственно значимыми вещами для крестьян являются мнение окружающих людей и искренность. Общественное мнение значимо настолько, что крестьяне не хотят об этом говорить с исследователями. Например, когда им задавали вопрос: "Вам мнение вашего соседа Васи важно?", - ответ был: "Да вы что, да я его, да пошел он!" А когда спросили не его вербальное сознание, а его душу (через тесты), оказалось, что ради мнения этого соседа он готов на луну запрыгнуть.
И искренность, открытость. У них уровень эмпатии по сравнению с представителями других культур выше на несколько порядков.

- Извините, а что такое "эмпатия"?

Это эмоционально-чувственное восприятие. Психологи условно разделили всех жителей России на две культуры - рационально-достиженческую, представители которой живут чаще всего в городах, и эмпатичную - жителей периферии. Они отличаются друг от друга как небо и земля.
Например, у селянина в отличие от горожанина минимальна эффективность аудиального канала. То есть мою речь они слышат, но не воспринимают. Я могу их через звукоусилитель хоть в светлое социалистическое будущее звать, хоть в капиталистическое, им это все равно. У них взамен развито визуальное и кинестетическое восприятие.

- То есть они верят только в то, что видят или пощупают? Почему?

- Эти каналы защищают их от иллюзий. За плечами этих людей очень трудная жизнь, и они знают, что самое опасное - это привнесенные системы ценностей и идей, которые нельзя пощупать и проверить. Их жизненный опыт говорит одно: если кто тебе и поможет в трудную минуту, так это сосед, и все. И больше никто.

- Тот самый сосед Вася? И поэтому для них так важно мнение соседей, односельчан?

- Да. В ходе опроса моделировались ситуации, когда селянам надо было принять решение самостоятельно. Они тотчас от него отказывались, если оно не совпадало с мнением большинства. Для них значим человек, с которым они постоянно взаимодействуют. Их история привела к тому, чтобы не книжки читать по психологии, а изучать человека через собственное эмоционально-чувственное восприятие.

- То есть они сами хорошие психологи?

- Очень. Когда наши психологи проводили интервью, им очень важно было соблюдать роли ведущего и ведомого. Опытные специалисты пытались создать эмоциональный контакт и почувствовать то же самое, что и собеседник, - в этом состоит их профессионализм. Так вот, многие из этих психологов говорили, что уже на третьей минуте разговора они были не ведущими, а ведомыми. Им отвечали не то, что думает крестьянин, а то, что опрашивающий хочет услышать. Как бы они ни пытались построить свою защиту, эти, казалось бы, необразованные, в фуфайках, люди их просчитывали быстрее. Уровень подстройки у них выше, чем у дипломированных психологов. Это и понятно. Когда внутреннее восприятие человека является основанием для выживания, безусловно, этот канал развивается.
Поэтому эти люди очень быстро эмоционально устают. Тогда у них наступает ощущение пустоты, которого они очень боятся, а с ним и эмоциональное перенапряжение. А это уже мордобой, водка и все остальное. Поэтому они очень берегут свою эмоциональную целостность, они аккуратны в коммуникациях.

- Аккуратны в коммуникациях? Вы же говорили, они открыты, искренни?

- Для крестьян важнее всего их микрогруппа, очень узкий круг людей, где они могут быть полностью открыты. Ведь они не просто открывают душу и чувствуют. Им нужно понять: кто ты по отношению к нему, чего от тебя ждать. Вопрос прогнозируемости для сельского жителя - не желание и не научный интерес, а объективная потребность, обеспечивающая существование его самого, детей, рода. Крестьяне знают, что человек, который рядом, - единственное, на что можно опереться в трудную минуту, ничего другого нет. И поэтому при коммуникации у него тратится огромное количество эмоциональной энергии. И вне пределов микрогруппы селянин в контактах аккуратен.

- Ваша компания, видимо, в его микрогруппу не входит?

- Если бы только это, строить мотивации было бы намного легче. Там есть еще одна радость - двойной зажим Блейера. Это психологическое явление, когда в человеке одновременно уживаются противоречивые чувства, и для него характерно это состояние напряжения, колебания. И если вдруг получается так, что в какой-то момент времени преобладает какое-то однополярное эмоциональное состояние, то с большой степенью вероятности в скором времени оно сменится прямо противоположным. И если сегодня сельские жители относятся к ЭФКО хорошо, то завтра все может враз измениться - без всякой видимой причины.

- Если они относятся к вам хорошо, то на самом деле для вас это - плохо?

- Да. Вся история им говорит, что не бывает добра и зла, это две стороны одного и того же. Быть передовиком - хорошо, тебе дадут флажок, деньги даже, но у тебя будут мозоли, и ты посадишь здоровье. Для них нет ничего однозначного, все имеет две стороны. Чем сильнее их пытаешься в чем-то убедить, сформировать эмоциональный центр в одной плоскости, тем быстрее в противоположной плоскости у них сам собой формируется другой центр.
Вот, казалось бы, пришли мы, инвесторы, - какое счастье! Мы даем им ссуды, строим больницы, школы. Вы думаете, у них всплеск позитивных эмоций?

- Нет?

- Хорошо, что к этому времени мы уже многое знали. Мы не хвалили себя, а говорили, что пришли помочь, но бесплатных пряников не бывает. Чтобы добиться симпатии крестьянина, мы должны преподносить две противоположности, чтобы эмоциональный центр смещался совсем незаметно. Мы говорим, что приносим им и что-то хорошее, и что-то плохое, но хорошего немного больше.

- О чем плохом, что приходит с вами, вы сообщаете?

- Мы сообщаем, что забираем у них власть, контрольный пакет акций теперь у нас. Но крестьяне получают школы, больницы, корма, технику. И они делают выбор.

- Для крестьян важнее всего общественное мнение, а оно легитимизировало кражу. Наверное, вам очень трудно бороться с воровством?

- В том-то и дело. Воруют они колхозное имущество, а ведь в деревнях двери до сих пор не закрывают. У своего соседа по микросреде красть они не будут потому, что сосед - это, как мы уже говорили, единственное, на что можно опереться в трудную минуту. И сосед это знает. Если станет известно, что Вася украл у соседа, Вася станет изгоем. А хуже этого для него нет, потому что система межличностной зависимости для него по эмоциональной значимости находится на уровне жизни и смерти. Мы этим и пользуемся.
Мы попытались создать такую форму социально-экономических отношений, при которой человек был бы включен в коллектив. Я, крестьянин, должен получать деньги, которые обеспечивают нормальное существование. И в то же время от результатов моего труда должны зависеть все окружающие, другие члены микросреды. Гарантом моей эффективной деятельности является не полученный материальный эквивалент, а реакция внешней среды. Как только я начинаю плохо работать, от этого становится хуже всем. А это уже фактор, на несколько порядков лучше обеспечивающий мою эффективность, чем деньги. Для соседа Васи важны не деньги, а то, что я не делаю так, чтобы ему было хорошо. И я знаю, что если я не делаю ему хорошо, он возьмет шило и поправит меня в нужную сторону. Это система индивидуализма и взаимозависимости, сдержек и противовесов.

- Неужели теперь все держится на взаимном контроле крестьян?

- Практически да. А по-другому все равно не получится. Были у нас такие случаи. Тракторист поехал на тракторе домой в соседнюю деревню обедать, истратил лишнее время, горючее. Раньше мы пытались таких наказывать - лишали премии, не давали им работать на хорошем оборудовании. Но крестьяне - это целое. Попытка совершить в отношении одного негативную санкцию приводит к свертыванию среды. Нам казалось: это крестьянам дисциплина нужна, а не нам. Когда мы этому трактористу, условно говоря, по голове даем, мы же им лучше делаем. А они видят негативное вмешательство в свою среду и воспринимают нас как врага. Они сплачиваются и воюют с нами, а про то, чтобы со своими разобраться, в пылу забывают.
Существующая теперь система почти исключает наше вмешательство. Она держится на двух вещах: правилах и информации. Мы предложили правила, механизм формирования санкций, их принятие, и отошли. Не мы обеспечиваем их выполнение, а информация.

- Как?

- Издается, например, внутренняя газета. В ней мы теперь напишем, что тракторист, его фамилия, имя, отчество, из такого-то колхоза поехал на тракторе домой обедать, израсходовал горючее на такую сумму. Доходность уменьшилась, значит, все получат меньше. Это достаточно для того, чтобы крестьяне бросились выяснять, а Вася в дальнейшем ответственно поступал.

- Как официально оформлены отношения ЭФКО с крестьянами?

- ЭФКО создала на базе колхозов новый тип коллективно-акционерной организации сельскохозяйственного производства. Мы стали совладельцем бывших колхозов, выделили необходимые для подъема разоренных хозяйств инвестиции и привнесли свой опыт организации. В этом варианте сочетаются два важнейших элемента: с одной стороны, привносится опыт эффективного рыночного конкурентоспособного ведения дел, а с другой - сохраняется общественный характер организации производства сельскохозяйственной продукции.
Еще социологи нам сказали, что нужно обратить особое внимание на коллективизм. В стране, где он формировался столетиями, а индивидуализм рассматривался как одно из самых непростительных качеств человека, не может быстро выработаться устойчиво позитивной индивидуальной мотивации. В российской культуре еще не сложился и еще не известно, сложится ли, приоритет личной инициативы и активности.

- И эта форма сотрудничества оправдывает себя?

- Многие элементы этой конструкции работают, и работают прекрасно. Можно съездить в какое-нибудь хозяйство и посмотреть: не герои труда, не передовики, не выпускники Высшей школы экономики, а обыкновенные скотники, доярки, механизаторы в пределах своей фермы знают объем реализации продукции, структуру затрат, алгоритм формирования личной доходности.
Кое-что пока не совсем нам понятно. Но главное - крестьянин должен осознать себя не хозяином, нет, а частью этой жизни. Частью, которая взяла на себя ответственность. Наша задача - сформировать в психике каждого жителя чувство принадлежности к территории. Это у нас получается. Поэтому уровень хаоса на наших территориях уменьшается с достаточно большой динамикой.

* * *

Ну вот, оказывается, и от социологии с психологией бывает польза.
ссылка via mindskipper
Заказной баян примерно 7-летней давности.
Я не профессионал в психологии, но в рамках своего, так сказать, хобби довольно давно читал это.
Не знаю насколько правдивый текст. "Двойной зажим Блейера" вроде бы = Baetson double bind, во всяком случае иной трактовки примененного ими термина я не нашел.
Ну и какой-то профессиональной психологической/психометрической статьи по этой работе я не видел.
http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=67&tek=3218&issue=96
Теодор ШАНИН
крестьяне не выделяются в качестве особой группы, которая решает свои насущные вопросы каким-то особым образом. Это новая ситуация, ставшая результатом коллективизации, деколлективизации и т.д.

– Можно ли сформулировать основную проблему сельского населения в современной России?

– Никакой единой проблемы нет, здесь я опять хотел бы напомнить о региональности. На мой взгляд, одна из главных слабостей осмысления в России проблемы крестьянства – это недостаток понимания ее региональной специфики. Разговоры о России вообще, о русском духе, русском том, русском сем просто снимают центральный вопрос: «О каком именно русском духе идет речь на территории этой огромной страны?» Общее в России связано с государственностью, и за пределами этого говорить о чем-то общем совсем непросто. Реалистично говорить об общности в одном отношении и о различиях в другом отношении. Нельзя смешивать все и вся в одно целое.

– С этой поправкой какие основные регионы в России имеют между собой нечто общее?

– Есть регионы, где жизнь сел просто распалась. Существуют села стариков и пьяниц. Тех, кто остался после того, как остальное население ушло. И это страшно видеть, особенно в районах, где раньше была настоящая, богатая, интересная крестьянская жизнь.

Есть районы, где в силу сравнительно хороших аграрных условий (на юге России, в черноземной полосе) этого не случилось или, по крайней мере, этот процесс не имел такого масштаба. Там есть настоящее крестьянское население. С этого разделения нужно начинать, иначе здесь нельзя ничего понять. Но дальше мы также должны иметь в виду региональные особенности хозяйствования.

С учетом всего этого можно сказать, что сельское население не имеет сейчас качественной специфики в сравнении с другими социальными группами. Специфическим является, пожалуй, сохраняющаяся семейная экономика. В других отношениях есть количественная, а не качественная специфика, которая фиксируется разного рода статистикой. Здесь нет принципиальных различий, хотя если мы возьмем статистические показатели, то увидим довольно большие различия между сельским и несельским населением. Например, есть различия в доступе к образованию. Для сельского жителя получить к нему доступ намного труднее.
Не надо всякую лабуду постить. Все проще.

Приперлись городские и решили заставить крестьян горбатиться на своей же земле на чужого дядю за копейки. Крестьяне забили на такое "заманчивое" предложение. Агрохолдинг вызвал психиатров, только почему-то не себе.
http://www.strana-oz.ru/?numid=16&article=747
ОСТАНЕТСЯ ЛИ В РОССИИ КРЕСТЬЯНИН?
Илья Штейнберг
среди части сельских жителей распространено мнение, что крестьяне не являются определенной социальной группой, представляющей класс или сословие, во всяком случае не существует общепринятого критерия, позволяющего отличать крестьянство от других социальных групп. По мнению как горожан, так и жителей села крестьянство — это скорее личностная характеристика сельского жителя, чем социального класса.

...За 10 лет аграрных реформ официальная статистика показывает нам сокращение числа работников производственной сферы села и увеличение числа пенсионеров и безработных, рост общей заболеваемости жителей села, а также динамику увеличения среди них случаев алкогольных психозов и наркотической зависимости.

Социологические опросы, в свою очередь, тоже могут озадачить любознательного читателя картиной «тенденции социальной патологии и дезорганизации (алкоголизм, преступность и проч.), которая проявляется сегодня на селе гораздо резче, чем в городе, особенно — в крупных городах»

Представление об экономической жизни крестьянской семьи может существенно измениться, если учесть «сетевые ресурсы», которые используются ею в своей стратегии выживания. Эти ресурсы принадлежат особой системе неформальных отношений между сельскими семьями по социальной взаимопомощи друг другу, которую чаще обозначают как «сеть социальной поддержки» (network of social support). В нашем обществе эта система играет роль стабилизирующего фактора в экономической жизни крестьянской семьи и частично компенсирует кризис государственных социальных институтов

роль социальных сетей в компенсации неэффективной деятельности или полной подмены социальных институтов особенно хорошо видно в современном селе. Без учета сетевых ресурсов сельской семьи трудно понять, как выживает сельская семья, где берет корма для обеспечения ЛПХ

...Одна из причин — истощение внутреннего кадрового потенциала села. Практически в каждом сельском районе из двух-трех десятков хозяйств мы можем найти только одно или два, где видно развитие, в остальных — упадок и деградация.

...Алкоголизм и наркомания в селе — следствие колониальной политики агробизнеса.

...только три процента родителей желают, чтобы их дети работали в сельском хозяйстве
Да, далеко не каждая бизнес-структура будет затрачиваться на подробные психологические исследования. Отсюда и результат, разорение и деградация. А всего-то надо понять, как с этими людьми работать, каковы их системы ценностей.
Сосед Дядя Вася поможет ...
Весь ужас в том, что действительно иногда можно надеяться только
на соседа НО, усвоил с детского сада: за редким исключением, нельзя
расчитывать на только на помощь "товарища" но даже на его безразличие --
при наличии возможности сделать гадость сделает бескорыстно ради
минутного развлечения. Но, это в городе ...
Re: Сосед Дядя Вася поможет ...
В городе в основном взаимное равнодушие.
Белгородская область сейчас, насколько я понимаю, одна из лучших в России.
Единственный за пределами столичной агломерации регион Центрального Федерального округа, в котором численность населения растет.
вывод замечательный совершенно :)

Спасибо, очень интересно
Кстати, у меня жена с японскими инвесторами ездила куда-то под Екатеринбург, они хотели там завод строить, но отказались от затеи, так как оказалось, что там просто некому работать - никто не хочет. Так что в статье совершенная правда
Да, я тоже подозреваю, что скорее так. Очень правдоподобно, и по свидетельству других людей.
Это очень интересно, огромное спасибо!
Согласен, интересно. Текст-то давнишний, только сейчас увидел.
Примерно в то же время (лет 8 назад) был в Архангельской области. Там человек, который нас принимал, рассказывал следующее на тему лесозаготовок: мол, пытались финны у них лесодобычу наладить, посчитали, сколько мужики в среднем при такой-то технической оснащенности могут навалить леса, и выдали им такую норму, чтобы каждый мог в месяц зарабатывать что-то в районе штуки. Начали работу, через какое-то время смотрят - никто норму не выполняет и вполовину. Чуть снизили норму - ровно на такой же процент снизилась и выработка. Совсем охренели финны, стали у людей выяснять, чо за хня? Ответ работяг убил: "Мне щас зарплаты хватает на бутылку в день. А если я буду вашу норму выполнять, мне на три бутылки в день хватит, а я ведь не молодой уже столько пить - вы меня чо, угробить хотите?"
Причем, что интересно, финны тоже выпить любят. Но, видимо, как-то все существенно иначе у них.
Оказалось, что единственно значимыми вещами для крестьян являются мнение окружающих людей и искренность.
-------------------------------------
Видимо это то,что осталось от понятия МIP(мир,общество).
Это самое главное понятие(было) для русского человека.

У них взамен развито визуальное и кинестетическое восприятие.
-------------------
Похоже на пчелиный рой или "один-за-всех-все-за-одного" на практике,в повседневном бытие.
интересно если среди путинско-ельцынских олигархов провести опрос допустимо ли воровство то какой процент ответит да? нашли блять где воров, скоты.
(Anonymous)
Психология русских абсолютно нормальна для людей помещенных в подобные условия. Просто русских неоднократно обирали до нитки на протяжении 20-го века и они прекрасно понимают с кем, в действительности, имеют дело. Хотите получить других людей (например аналог немецких бауэров), создайте соответствующие условия (хотя бы уберите все налоги с сельхоз производителей, лет на 20, не говоря уж о прямых дотациях). Но пока правителями лелеется тайная мечта крупнооптовой распродажи русских земель, ничего другого и быть не может. Аналогично стонам об отсутствии мелкого предпринимательства, когда в реальности государство делает все возможное, чтобы простые людишки не мешались под ногами "крутых пацанов" из своих.
Да, это понятно. Крестьянство действительно весь 20 век было на обочине интересов государства.
>жители села испытывают мучительный стресс даже тогда, когда председателя колхоза переименовывают в генерального директора
- "Даже тогда..."! Он простейших вещей не понимает.

>Абсолютное большинство считает, что их личное благосостояние зависит от того, как развивается общество в целом.
- А крестьяне-то умнее коммерсов.

>И если сегодня сельские жители относятся к ЭФКО хорошо, то завтра все может враз измениться - без всякой видимой причины.
- это не мы налажали, это все невежественные дикари и их глупые табу!

>Вот, казалось бы, пришли мы, инвесторы, - какое счастье!
- или подлец или дурак. Крестьянин-то знает, что за взятое придется расплачиваться вдвое.

>Но главное - крестьянин должен осознать себя не хозяином, нет, а частью этой жизни. Частью, которая взяла на себя ответственность. Наша задача - сформировать в психике каждого жителя
- прямо говорится, что необходимо сломать и подчинить человека, а потом завалить его выдуманными долгами.
"Материальные ресурсы, семена, удобрения, технику мы имели, но сами всю эту землю обработать, понятно, не могли."

Колонизаторы в свое время подобную проблему решали завозом индусов и китайцев.
Думаю, этим же путем она в итоге решится. Только вместо индусов будут узбеки.
Возрождение русской деревни
Надо возрождать русскую деревню на основе русской культуры, это возможно - http://altera-vita.narod.ru
А кто у нас в селе остался? Старики да алкаши... и чего вы хотите?
"Agricultural entrepreneurs will try to encourage time spent harvesting by offering a higher wage, with the expectation that laborers will see time spent working as more valuable and so engage it longer. However, in precapitalist societies this often results in laborers spending less time harvesting. Laborers judge that they can earn the same, while spending less time working and having more leisure. He also notes that societies having more Protestants are those that have a more developed capitalist economy"

Weber, Max "The Protestant Ethic and The Spirit of Capitalism", 1905
По-простому это называется коллективная ответственность.
Но прикольно, что теперь это явление научно изучили.
Хотелось бы раздобыть сырые данные...
Коллективная ответственность если только в самом широком смысле этого слова. В обычном смысле - наказание всех, за провинность одного тут явно не подходит.
Тут по научному называется соучастие в управлении.
Мне представляется аналитика ошибочная.
Т.е. человек пользующийся туалетом на улице, чаще всего не понимает зачем он ему в доме (каждый день выносить ведро?). как, кстати, и человек у которого нет компьютера - он не понимает, зачем ему вообще нужен компьютер - обходиться же без него! Обходиться без канализации в доме, без горячей воды и прочего.
В данном случае надо сначала дать блага, а потом мотивировать необходимостью поддержания их.
Аналитики тоже не в вакууме живут, их аналитика не может быть чистой.