homuncul

Происхождение человека и подкоп под эволюционную психологию

Августовский номер известного журнала Philosophical Transactions of the Royal Society B целиком посвящен теме эволюционного происхождения человеческого разума. Примечательна серия выложенных статей тем, что они с разных углов атакуют т.н. эволюционную психологию, популярную нынче концепцию, предлагающую объяснения различных когнитивных и эмоциональных черт современных людей.

/

По утверждению выпускающего редактора, под эволюционной психологией сегодня понимают комплекс идей, объединенных тремя базовыми принципами:
  1. психика/разум есть набор адаптаций к определенным экологическим и социальным условиям, в рамках которых они эволюционировали;
  2. основные события, сформировавшие нашу психику/разум, приходятся на плейстоцен;
  3. психика/разум рассматривается как система когнитивных модулей, каждый из которых заточен на задачи определенного типа (напр., выбор сексуального партнера, коммуникация, орудийная деятельность и т.п.)

Авторы статей номера (среди них замечен Крис Фрит, известный многим по книге «Мозг и Душа») подвергают сомнению все три принципа и строят новую систему представлений, именуя ее “New Thinking” (NT). Не буду пытаться это перевести, суть в том, что предлагется другой (новый) способ думать об эволюции человека. Не могу сказать, что все тексты создают впечатление альтернативы: если бы не изначальное предупреждение, в иных местах я не нашел бы принципиальных противоречий с эволюционной психологией. Однако во вступительной статье эти различия представлены в систематизированном виде. Во-первых, NT рассматривает более длительный исторический отрезок, уходящий вглубь далеко за плейстоцен. Во-вторых, большое внимание уделяется процессам коэволюции. Так, совершенствование технических навыков изготовления орудий и развитие социальных навыков кооперации усиливают друг друга, образуя петлю положительной обратной связи. То же самое происходит при взаимодействии генетического и негенетического (культурного) наследования (что представляется тривиальным, пример такого механизма я недавно приводил здесь).

Наиболее сильной ставкой видится отрицание модулярности психики, которое влечет за собой ряд действительно неожиданных следствий. Многие качества, которые эволюционный психолог сочтет за адаптации к условиям каменного века, могут таковыми не быть. При чтении активизируются конкретные зоны мозга, но никто не назовет такой адаптацией способность к чтению – оттого, что нам известно про недавнее возникновение письменности. Однако насчет других способностей и предрасположенностей судить гораздо сложнее, какие-то из них также могут оказаться обусловлены процессами индивидуального развития в данной среде. Словно отвечая на мой вопрос из предыдущего поста, авторы NT заявляют: мозг не развивался для решения конкретных задач; он справляется как с задачами плейстоцена, так и задачами, которые не существовали в то время и которые естественный отбор предвидеть не мог. Вместо формирования и оттачивания специфически-ориентированных модулей эволюция создавала когнитивные механизмы общего типа, способные вовлекаться в решение разнообразных проблем.

Показательна в этом смысле гипотеза возникновения языка, опубликованная в том же номере, где автор в качестве психической основы указывает на сложные, иерархически организованные последовательности действий при изготовлении орудий. Способность удерживать в уме такие цепочки служит когнитивным субстратом для овладения абстрактной системой коммуникации. [ergo, языкового модуля не существует]. В общем виде NT утверждает, что роль наследственной компоненты в разнообразных проявлениях разума и психики существенно ниже, нежели предполагает эволюционная психология. Нет готовых модулей, передающихся генетически – в распоряжении человека лишь те самые когнитивные механизмы и его опыт в культурной среде, где он учится их использовать при взаимодействии с окружающим миром. Распространенное стремление трактовать наблюдаемые у людей реакции и культурные стереотипы в качестве врожденных адаптаций, берущих начало от первобытных охотников-собирателей, подвергается критике.


Пока не уверен, что мы наблюдаем сдвиг парадигмы. Насколько все это несовместимо с эволюционной психологией, какой объяснительной силой обладает и вырастет ли в общепризнанную теорию, покажет время. Однако эволюционных психологов, возможно, ждут непростые времена: за двадцать последних лет написана масса статей, изданы книги-бестселлеры, выстроены карьеры, увлекательный поиск генетических основ психики в самом разгаре – и вот эту модель человека ставят под вопрос их же коллеги. Будем следить за развитием событий.

Theme Issue 'New thinking: the evolution of human cognition' -- Phil. Trans. R. Soc. B (2012)
(Anonymous)
Насчет "гипотезы возникновения языка", то почти схожую выдвинул в свое время ещё Рамачандран ("Рождение разума")
А вот с модулярностью возникают большие трудности. Я не могу судить с точки зрения философии или психологии, но, как сказал Кристоф Адами, модулярность есть одно из главных приобретений эволюции и она "научилась пользоваться" ею на разных уровнях жизни - от генов до нейронов (сейчас эта тема очень популярна, во многом благодаря network theory 1 (http://www.pnas.org/content/102/39/13773.abstract), 2 (http://arxiv.org/abs/1207.2743), 3 (http://arxiv.org/abs/0705.4674)). Конечно, это будет очень большой прижок в обьяснении, если допустить: вот нейроны модулярны, сети нейронов и их мотивы, а так же крупномасштабная структура мозга, поэтому и психика модулярна. Но даже если не брать человеческую психику, а ограничиться только ее моделями (как в машинном обучении или вычислительной теории обучения, даже в эволюционном программировании), то модулярность необходимо возникает уже на ранней стадии. Особенно это видно на примере программирования (http://arxiv.org/abs/1111.5251). Именно с этой точки зрения Эрик Баум в своей известной (но очень длинной и скучной) книге "What is Thought" и пытается показать, почему психика (mind) модулярна и почему это благодаря модулярности, которая возникла уже на молекулярном уровне первых клеток, которая потом только усложнялась. Так что, думаю, модулярность психики рано еще списывать, хотя может она отлична от биохимической и сетевой модулярности.
Тут очень важно не отождествлять анатомическую и даже возможную программную модулярность мозга с модулярностью в смысле конкретных психологических адаптаций. Согласно ЭП все свойства психики человека - есть адаптации, причем специфичные к конкретной репродуктивной проблеме в условиях первобытного строя. Вполне может оказаться, что модули существуют, но не того типа, что постулирует ЭП.
"Вполне может оказаться, что модули существуют, но не того типа, что постулирует ЭП."

Существуют неспецифические врождённые функции мозга и специализация психических функций .
Например полушарная специализация у однополушарной девочки из Германии:
"Отсутствие правого полушария у девочки из Германии было обнаружено в возрасте трёх лет, когда медики изучали причину слабых непроизвольных подёргиваний мышц на левой её стороне. Кроме этих незначительных проявлений ничто не указывало на дефект — девочка нормально развивалась, была общительной и весёлой, каталась на роликах.
Однако, как установили врачи, ещё в утробе матери у этой девочки по какой-то причине не смогло развиться правое полушарие головного мозга. Но самое странное, выяснили доктора, левый глаз ребёнка отлично видит, причём поставляет информацию как с левой, так и правой части поля зрения. Теперь, используя более детальную магнитно-резонансную съёмку, специалисты из Британии и Германии выяснили секрет мозга этой пациентки."
Локализация свойств личности -говорит о специфичности приобретения опыта в конкретных условиях.
"Так что, думаю, модулярность психики рано еще списывать, хотя может она отлична от биохимической и сетевой модулярности."

Как раз и отлична.
Психика - нематериальная форма процессов работы мозга.
Это форма при помощи ,которой мы можем вести например обсуждение психических проявлений,дискутировать. Так же как при помощи числовых абстракций познавать мир.
На самом деле все процессы мозга едины и в мозге нельзя ничего выделить психического в виде каких либо модулей.
Никаких нейрокоррелятов психических проявлений в мозге нет.
Психика основана на организации памяти мозга ,способности особи к личной оценки значимости.