homuncul

Живой внутри. Извлечение с помощью музыки

На видео пожилой человек, страдающий болезнью Альцгеймера. Много лет он был не в состоянии общаться, изредка откликаясь односложными «да/нет», не узнавал родных и большую часть времени сидел скрючившись, будто потеряв контакт с окружающим миром. Оливер Сакс вспоминает, что пациент выглядел практически неживым – не реагировал на людей и не двигался. Но однажды ему дали послушать его любимые песни, и произошло удивительное преображение: он стал подпевать, раскачиваться в такт музыке, а на лице проступили эмоции. И самое потрясающее, к нему вернулась речь. В ролике показано, как после очередной музыкальной терапии пациент начинает развернуто и осмысленно отвечать на вопросы, живо жестикулировать. Словно изнутри прорывается настоящий прежний Генри, заточенный в темнице дегенеративного заболевания.




На самом деле это не совсем метафора. Факт возврата осознанной речи говорит о том, что личность и воля полностью не утрачены, но блокируются патологическими процессами в психике. Там «внутри» сохранились механизмы эмоций, мышления и памяти. Обратите внимание, насколько свободна и образна его речь в заключительном фрагменте! И хотя эффект длится недолго, способность музыки делать то, что неподвластно лекарствам – крайне интересный и загадочный феномен. В своей уже давней книге «Пробуждения» (издана на русском) Оливер Сакс неоднократно отмечает, что тяжелейшие пациенты (паркинсон вследствие летаргического энцефалита), практически обездвиженные десятки лет, при звуках музыки начинали двигаться, и к ним возвращалась возможность контакта с миром. Вот, например:

«Самым лучшим способом воздействия на кризы была музыка; эффект ее мог быть поистине сверхъестественным, а порой даже жутким. Вот вы видите мисс Д. подавленной, зажатой и обездвиженной… или подергивающейся, охваченной тиком или что-то невнятно бормочущей – каким-то подобием человеческой бомбы. Но вдруг, при первых звуках музыки, донесшейся из радиоприемника или проигрывателя, все эти обструктивно-экспозивные симптомы исчезали как по мановению волшебной палочки, сменяясь благословенной легкостью и плавностью движений, когда мисс. Д., внезапно освобожденная от своих автоматизмов, с улыбкой начинала «дирижировать» музыкой или поднималась и кружилась в непринужденном танце».

Причем не всякая музыка оказывает данный эффект.

«Должны обязательно присутствовать ритмические импульсы, но они должны быть «вкраплены» в мелодию. Грубый, голый или ошеломляющий ритм, который не вплетается в мелодию, вызывает лишь патологические подергивания, заставляет и вынуждает, но не освобождает больного и, таким образом, оказывает антимузыкальный эффект. Бесформенный звук («чавканье», как называла его мисс Д.) без достаточной ритмической и двигательной силы вовсе не мог сдвинуть больную с места – ни эмоционально, ни физически. Уместно вспомнить определение Ницше, касающееся патологии музыки: он прежде всего и главным образом видит «дегенерацию чувства ритма». «Вырожденная» музыка делает больным и принуждает, здоровая музыка лечит и освобождает. Это в точности соответствует личному опыту и переживаниям мисс Д. – она не могла выносить «ритмического грома» или «чавканья» и всегда требовала твердой, но «оформленной» музыки».

Мы привыкли, что музыка 1) расслабляет, 2) заводит или 3) вызывает сильные эмоциональные переживания. Но, по-видимому, она делает нечто большее. Возможно, она каким-то образом укрепляет связь психики и тела, что критически важно, хотя такая связь считается чем-то само собой разумеющимся. Не случайно музыка сопровождает человечество с очень давних времен.
Спасибо!

Про музыку, к сожалению, очень часто немного доводят до общества.

Я всегда удивлялся, как в музыкальных школах умудряются обходить совершенно очевидный вопрос о связи музыки с психическим (и физическим) здоровьем.

В качестве дополнения вот к этому:

"Мы привыкли, что музыка 1) расслабляет, 2) заводит или 3) вызывает сильные эмоциональные переживания. Но, по-видимому, она делает нечто большее. Возможно, она каким-то образом укрепляет связь психики и тела, что критически важно, хотя такая связь считается чем-то само собой разумеющимся. Не случайно музыка сопровождает человечество с очень давних времен. "

Простые технологии работы с музыкой, известные многим:

1. Использование музыки для фиксации состояний (физических, психических - неважно). Грубо говоря, с помощью музыки вырабатываем условный рефлекс по схеме:
- состояние, в котором включается музыка может быть вызвано после, путем включения соответствующих треков. Разумеется, подбор треков очень важен. Для мнемоники тоже работает.

2. Музыка для организации коллективной работы. Эй, ухнем и прочие трудовые песни - координация движений многих людей.

3. Музыка для "растягивания" субъективного ощущения времени. Используется в спорте, особенно экстремальном. Мелкие временные деления способствуют "подготовленности" тела к выполнению сложных действий. Например, сноуборд, велосипед. В куче обычно используются активные треки с громкостью, вызывающей выброс дополнительных регуляторов в кровь.
Интересно и полезно. А Вы не могли бы привести пример треков, растягивающих время? Прямо буквально на ютьюб, если можно.
Интересно.
А какие жанры были наиболее эффективными?
Да, музыка интересная тема. Я, помню, когда-то писал текст про искуственный интеллект, и так вышло, что текст большей частью состоял из рассказа про то, как я сильно болел, и наевшись таблеток перед засыпанием в голове лился мощный поток музыки (как оркестр из тысяч фантастических инструментов), и я через некоторое время научился им управлять, полностью, как дирежор и композитор в реальном времени. Да и просто в обычной жизни замечаю то же самое по сути, как у больных людей. Бывает разбитый какой-то, утомлённый, хотьи только проснулся, делать ничего не охота, лень, тупость какая-то бесконечная в организме. Несколько часов не можешь собраться, слишком большое усилие воли требуется, чтоб начать работать. Потом врубаешь музыку, и может так удачно получиться, что внезапно появляется куча забытых абсолютно чуств, касающихся, не знаю, желания что-то творить, мир переворачивать (и здесь важно, подчеркну, именно "сильное состояние себя" ("супер-я"), переворачивающего мир). И все эти чуства сходятся в точку "я щас сделаю эту программку, и она будет охрененной!!!". Работаешь часов 20 подряд... Потом, кстати, прикольно, например, в магазин сходить. Идёшь по улице, изучаешь работу мозга, в котором от перенапряжения операционка разваливается. Дальше можно вина купить и ещё часов пять проработать. Или лучше лечь, поизучать, как в разных частях мозга молниеносно срабатывает засыпание с момента касания подушки (как от этого руки-ноги дёргаются, например, всем знакомо).

Можно было бы порассуждать как это всё работает. Не приходит ничего другого в голову, кроме такой мысли. Мне с детства казалось, что в мозге постоянно крутятся волны возбуждений в нейросетях. Как проходит волна от полученного звука, или от глаз возникают волны возбуждений, образующие поток. Так же в мозге поддерживаются и волны-потоки возбуждений без внешних "генераторов", просто крутятся постоянно внутри по всему мозгу, сами себя усиливая-ослабляя как надо. Это и есть "сознания", "я", и прочая. Эти внутрение потоки могут затухать, и тогда требуется их извне "генерировать". Ничего серьёзнее не могу сказать.
Внутреннюю музыку мне тоже приходилось слышать. Думаю, композиторы, музыканты слышат ее ежедневно. Слуховая кора действительно имеет связи со всеми прочими областями мозга. И есть соблазн предположить, что она придает им дополнительное возбуждение. Но загадка остается, потому что далеко не любые звуки вызывают эффект и даже не любая музыка.
Излечение или извлечение? (в заголовке)
Извлечение. Подчеркивает, что ядро личности сохранено - его нужно только "пробудить".
Во! в полном соответствии с моей моделью :))) (в которую Вы не верите) :(((
Беда с вашей моделью в том, что ей соответствует все и ее невозможно опровергнуть даже гипотетически. :)
Интерестные результаты, спасибо.

Обратил когда=то внимание, что для меня музыка делится на несколько групп, первая такая, что все мысли претягивает на себя и при ней довольно сложно сконецентрироваться на посторнних вещах. Вторая - когда наоборот все посторонние мысли утихают и ты можешь долго сосредотачиваться на нужных мыслях (в тишине так не выходит).
Был такой фильм, там муж читал своей жене книгу о них самих, и она приходила в себя ненадолго. Автор почти угадал.
Как-то с ходу стали махать налево и направо -- и чавкающая плохо, и гром. А дело ИМХО в музыке, которую человек искренне любил и которая связана с важными воспоминаниями (что, вы отметили выше). По себе скажу, что есть некоторые мелодии, услышав которые испытываешь чувства связанные с какими-то яркими событиями. Это, кстати, не только с музыкой связано, запах очень сильно влияет, например.

Edited at 2014-01-20 05:33 pm (UTC)
Ну, понимаете, человек может и не знать какую-то песню, но она на него воздействует. Поэтому эпизодическая память, конечно, и индивидуальные предпочтения звучания.