homuncul

Автономные дети

Вчера, 1-го сентября, школьники вновь напомнили о себе. СМИ и соцсети пестрели нарядными детьми, цветами и бантами. Скрыться от этого было почти нельзя. Я же думал о том, как стремительно идет в гору 3D-принтинг, техно-хакерство и интернет вещей. И тогда мне вспомнилась одна мысль пациента N., с которым читатели этого жж уже знакомы. Почему бы не привести ее полностью. Этот фрагмент 'Записок о будущем' опубликован летом 2013 года в журнале «Наука в Фокусе».

...В конце ноября пациент N впервые заговорил про автономных детей. Как показывают мои записи, он упомянул о них вскользь, когда объяснял мне суть грядущего технологического перелома. Он говорил, что с дозапамятных времен технологии служили для облегчения жизни человека в суровом мире. Теперь мы приближаемся к рубежу, когда технологии смогут заменить человеку сам мир. Следом он  непостижимым образом перескочил к росту детского аутизма, отметив, что с 1992 года число диагнозов в США выросло в 9 раз. К тому времени я уже привык к резким сменам темы разговора. Конечно, самому N казалось, что он рассматривает разные стороны одной проблемы. Он видел взаимосвязи там, где их не было и быть не могло. Это деформировало его восприятие и, в конечном итоге, было питательной средой для всевозможных фобий. Он настаивал, что изобретение сенсорного экрана  - важнейшая точка отсчета, в которой угадывается недалекое будущее. В этом будущем активную роль начнут играть дети.



Компьютеры традиционно развивались с расчетом, что с ними будут иметь дело взрослые. Сложный интерфейс, основанный на текстовых сообщениях, подразумевал, что без умения читать компьютер годится лишь для нехитрого развлечения. Однако интуитивность его использования росла. Возможность управлять программой, словно физическим объектом, прикасаясь пальцем к экрану, выбирая картинки вместо набора текста, обращаться к ней на естественном языке с помощью голоса – такие опции уже появились. При дальнейшем усовершенствовании этих технологий полноценное владение компьютером станет доступно людям любого возраста. Это значит, что в армию пользователей Интернета вольются сотни миллионов малышей со всего света.

Вот что предрекал N: «Приход детей в сеть заметно её изменит, она станет больше похожа на магазин игрушек. В ней будут преобладать видео, анимация и пиктограммы, а длинные тексты сохранятся лишь в отдельных сегментах с низкой посещаемостью». N считал, что представление информации в виде текста постепенно уйдет в прошлое. Большинство характерных эмоций и мыслей можно выразить при помощи картинок, а с этим справится даже ребенок. Сеть будет повсюду и постоянно. В итоге она повлияет на мышление людей: они станут думать более образно и менее последовательно, опуская промежуточные рассуждения. С другой стороны, у них возникнет дополнительный простор для креативности. Текст предполагает некий порядок и структуру, соединять же образы можно как угодно.

N уверял, что стремление разработчиков делать компьютерный интерфейс все более интуитивным сыграет с ними злую шутку. Это не только вовлечет детей во взаимодействие с компьютерами. Сами взрослые в своем поведении все более будут походить на детей. Впрочем, он шел дальше и говорил, что включение детей в компьютерный мир обещает более глубокие следствия.

Дети не только смогут пользоваться планшетами, они научатся программировать. Возникнут специальные среды, позволяющие засчет манипуляции пиктограммами создавать алгоритмы, выполняемые на различных устройствах. Их создадут для удобства всех людей, но в первую очередь этим воспользуются дети и подростки. У них окажется много времени и достаточно любопытства, чтобы попробовать нечто особенное. Не будем забывать, что почти все окружающие объекты будут оснащены компьютерными чипами. Они свяжутся в единую сеть, что позволит управлять ими из любой точки планеты. Это значит, что даже плохо читающий школьник сможет создавать игры и утилиты, а затем продавать их через Интернет.

Это значит, что бразильский ребенок сможет смоделировать гаджет, отослать проект на завод в Индии и продать произведенную продукцию покупателям из разных стран. Теоретически для взрослых такое возможно уже сегодня. Завтра это практически станет доступно детям. В наши дни все товары, включая игрушки, разрабатываются взрослыми. В будущем ситуация изменится, рынки наполнятся продуктами детских фантазий. «Это будет непривычный мир, - заверял меня N. – Появятся дети-миллионеры. Серьезной проблемой станет распределение ответственности по сделкам, совершаемым детьми в Интернете. Думаю, это положит конец анонимности в сети».

После наших бесед я нередко чувствовал себя озадаченным. При всей нелепости рассказов N я думал о том, насколько легко мои дети осваивают передовые технологии. Я вспомнил, что уже появились первые диагнозы iPad аддикции у трехлетних детей. Как говорил мой пациент, чем ярче и богаче становится виртуальный мир, тем бледнее и скучнее выглядит мир реальный. Для детской психики это игра в одни ворота. Получая средства на жизнь через манипуляцию пиктограммами, ребенок по-существу перестанет зависеть от родителей. Найдя по ту сторону экрана неограниченное развлечение, общение и даже обучение, он потеряет стимул ходить в школу и прислушиваться к мнению окружающих. Его решения и предпочтения будут незрелыми. Но с помощью интерфейса он будет активно влиять на мир, вызывая ответные действия в далеких уголках Земли. Интерфейс даст ребенку все необходимое. Он станет автономным.
* * *

Recent Posts from This Journal

Каждый ребенок в конце концов становится взрослым. А там все то же: проблемы самоактуализации и взаимопонимания, чем бы ни было заполнено детство.
Ваш взгляд из сегодняшнего дня, про текущие технологии и практики производства. Их даже не интересно обсуждать в свете неизбежного развития DIY, Fablab и подобных форматов.
=бразильский ребенок сможет смоделировать гаджет, отослать проект на завод в Индии и продать произведенную продукцию=
Да кто ж ему дасть!(с) Рынки всегда защищены.
Но вообще, конечно, дети сейчас смотрят на родителей, которые хуже разбираются в гаджетах, как на вымирающих динозавров. А бабушки и дедушки для них вообще непонятно что за существа.
И вся культура прошлого оказалась мгновенно устаревшей, и реальная жизнь обесценилась... Страшное время наступает!
и реальная жизнь обесценилась

Гы. Особенно в сравнении с прежними веками...
Денис, очень хорошо, что Вы снова в ЖЖ.
Что касается поднятой проблемы (появление интерфейса волшебной палочки), то она ИМХО преувеличена. Умные родители найдут способ сохранения связи с реальностью для своих детей. Осталось позаботится, чтобы умных родителей было много.
Там будет не автономность а совсем наоборот. Сейчас сбор данных о пользователе и впаривание ему рекламы уже начали реализовывать на уровне операционной системы. На детей это повлияет катастрофически тем более что у них никакого иммунитета от этого нет - они не видели мир без компьютеров или компьютеры без непрерывной рекламы (а к интернету "интернету вещей" о котором так много говорят вскоре будет подключена едва ли не каждая погремушка).

В результате не дети научатся программировать компьютеры а компьютеры научатся программировать детей

(то есть те силы которые с другой стороны экрана компьютера - бизнес и рекламный рынок, государство, силы левой пропаганды смогут на 90% программировать поведение детей).

Edited at 2015-09-02 01:06 pm (UTC)
Верно, но это, по-моему, не взаимоисключающие вещи. Они будут идти параллельно.
> «Он станет автономным»

Автономные дети существуют и сейчас, хотя и не такие, как описаны в киберпанковском посте.
Написать гаджет абстрактный ребёнок может уже и сейчас, но поди найди такого ребёнка.
Программировать пиктограммами — это конечно, круто, только для того чтобы обеспечить все возможные тонкости построения алгоритмов потребуется чтобы либо пиктограмм было несколько сотен или даже тысяч, либо небольшое количество пиктограмм с небольшим количеством настроек, но в итоге дающих огромное количество вариантов. Чудес не бывает. Регулярно сталкиваюсь с тем, как попытки софтверных компаний сделать умную среду для разработки с лихвой компенсируются тупизмом конечных разработчиков. А тут ещё начальство стремиться делать организационную структуру, ориентированную на легко-заменяемых людей-винтиков. Коммерсанты экономят где только можно. И где нельзя - тоже экономят, но не врубаются что это аукнется, но не сразу.

А автономные в упомянутом в посте смысле дети, наверно, будут. Но единицы, "не делающие погоду".
И уходящие от мира тоже будут. Как и всегда были, спивающиеся или садящиеся на травку.
> обеспечить все возможные тонкости построения алгоритмов

Не требуется. Возможности Perl, Python или даже PHP очень богатые. Но все используют CMS, которые позволяют создать сайт по сравнительно жёстким шаблонам. Гибкость страдает, простота возрастает. И все довольны! Всем нравится! Пусть оно всё выглядит одинаково. Пусть все сайты на bootstrap выглядят как говно. Но народу нравится! Народ жрёт и требует ещё!
Автономные дети
Пользователь gineer сослался на вашу запись в своей записи «Автономные дети» в контексте: [...] Originally posted by at Автономные дети [...]

Пока что дети все больше превращаются в домашних животных . сначала на шее у родителей потом у  общества. Ни о какой самостоятельности речь не идет

Автономные дети
Пользователь teamtime сослался на вашу запись в своей записи «Автономные дети» в контексте: [...] Оригинал взят у в Автономные дети [...]
Дети дико разные. Программы дико разные.Те и другие постоянно и бурно развиваются.
1. Что такое дети и программы?
2. Что такое развитие? Прогресс? Эволюция? Этого никто не знает.
3. Поскольку за всем этим стоит наука-что такое наука?Наша нака существует всего ничего она основана на одном принципе и он не единственен.
4.Суть в определение сознания и интеллекта-это молчаливо не обсуждается. Очень зря.
5.Отношение сознания к реальности . Это философия и космология.
"они научатся программировать"

Есть такое любимое занятие программистов: создавать среды создания ПО, которые называются программирование без программирования. Предполагается, что в рамках данной среды любой дурак научиться программировать. Должен признаться, что я не следил внимательно за развитием в этой области, но я бы предположил, что это путь, в рамках которого как раз научиться программированию практически невозможно.
"Думаю, это положит конец анонимности в сети"

Даркнеты перейдут на новый уровень
(Anonymous)
Созданный детьми и специально для детей! Ну, чтоб без палева гнать из бразилии в китай проектную документацию модных гаджетов. Возможно уже сегодня все так и работает: криптоконспирологи ищут иллюминатов, анбшники думают как устранить сноудена, но никто не подозревает, что чипы в их смартфонах на самом деле спроектированы 6летней бразильянкой, которая там раскидала множество веселых закладок, что теневой детский интернет давным-давно перерос tor и i2p, что первый реализ биткойна состоялся, когда Сатоши Накомото было всего 4 года.
Пациент чертовски интересен. А нет ли ссылки на все его речи?

Проблема образования - она уже вполне серьезно осознается. Принуждение как основа сегодняшнего образования, должно исчезнуть. Что взамен - неясно. Возможно, это касается только базового образования.
Что взамен, процесс идет: http://edu2035.org/
http://www.slideshare.net/edu2035/pavel-luksha-global-education-futures-agenda

Насчет пациента. Записки печатались весной-летом 2013 г. в журнале "Наука в Фокусе". Журнала уже нет, а сайта никогда и не было.
Вот еще фрагмент http://nature-wonder.livejournal.com/223831.html
Автономные дети
Пользователь snowdrop сослался на вашу запись в своей записи «Автономные дети» в контексте: [...] я общество, если (или когда?) дети научатся программировать. Оригинал взят у в Автономные дети [...]